Спартанское воспитание в Древней Греции

Спартанское воспитание в Древней Греции События

В Древней Греции серьёзное внимание уделялось не только духовному, но и физическому развитию граждан. Комплекс упражнений (бег, борьба, метание снаряда и т.д.), объединённых под общим названием «гимнастика», развивал в молодом греке красивое и сильное тело. В статье даётся краткий обзор систем физического воспитания в Древней Греции и подробный обзор Спартанской системы.

Особенности физического воспитания в Древней Греции

С конца X в. до н.э. в Древней Греции появляются города-государства – полисы. Вместе с развитием искусства, культуры и общественных отношений стала постепенно формироваться греческая физическая культура, которая станет прообразом для современного спорта. Изначально она носила скорее ритуально-традиционный характер, упражнениями занималась только знать.

Аристократов учили верховой езде, владению оружием и управлением колесницей. Но времена менялись, греческие города-государства стали вести войны между собой, а влияние старой аристократии, чей авторитет основывался ещё на племенных традициях, ослабевало. Поэтому культ сильного человека, способного защитить себя и полис, стал распространяться и среди свободных людей – граждан.

В основе физического развития лежал соревновательный элемент, поэтому часто происходили игры, где участники старались показать выученные умения и результат, лучше, чем у соперников. Олимпийские игры получили наибольшую известность.

Системы Физического воспитания в Древней Греции

Особенности древнегреческого спортивного обучения различались от города к городу, но традиционно выделялись две системы:

  1. Афинская;
  2. Спартанская.

Афинская предполагала развитие в человеке как физических, так и духовных качеств. Для совершенствования тела молодые афиняне возрасте от 14 до 18 лет занимались упражнениями, после чего проходили двухлетнюю военную подготовку в эфебии.

Спартанская система физического воспитания имела различия с афинской. Занималась ею исключительно знать, беспрекословно подчиняясь закону и соблюдая строжайшую дисциплину.  При этом духовному обучению в спартанском воспитании отводилось меньше внимания. Считалось, что главное занятие спартиата – война.

Особенности спартанского физического воспитания

Спарта — это пелопонесский городом-государством, основанный дорийцами, покорившими местные народы. Во аспектах общественной жизни (то сеть культуре, политике, социальному устройству) этот полис отличался от остальных в Древней Греции. Физическое воспитание в Спарте тоже имело отличительные черты, обусловленные военным и социальным факторами.

Главной особенностью Спарты, как государства, было то, что спартиаты (привилегированный класс) были в меньшинстве по сравнению с коренным населением, которое они покорили.

Спартанское воспитание в Древней Греции

Авторитет верховной власти спартиаты поддерживали силой оружия, что требовало беспрекословного подчинения закону, общинно-военного проживания, корни которого уходили ещё к племенным традициям, и особого внимания к физической подготовке. Для нахождения в привилегированной прослойке нужно было быть не только потомком знати, но и соответствовать требованиям.

С самого младенчества происходило разделение на слабых и сильных: первых отдавали низшему слою спартанского общества – пэриэкам, а не сбрасывали с обрыва (в ходе недавних исследований в окрестностях города обнаружились кости, но не младенцев, а слабых мужчин), вторые жили до 6 лет с родителями, но воспитывались «кормильцами» — воспитателями, развивающими в детях силу и выносливость.

После 6 лет мальчики переводились в воспитательные учреждения, где подчинялись Педоному – «начальнику» такой школы. Дисциплина отличалась жестокостью, что подготавливало детей к будущей военной службе. Мальчики упражнялись в беге, владении орудием, метании снаряда. Занятия проводились при любых погодных условиях, будь то дождь или снег.

В качестве развлечения молодые спартиаты отправлялись в криптии — набеги на поселения местных (илотов) -, где устраивалась охота на мужчин и скот. В 17 лет юноша отправлялся в храм Артемиды, где претерпевал обряд посвящения – жрецы били его розгами по спине, при этом запрещалось кричать. Если же крик сдержать не удавалось, то «обряд» продлевался.

Сами воспитанники жили в тяжёлых условиях – подолгу не мылись и спали на самодельных подстилках. Отношения с противоположным полом в этом возрасте основывались на боевой подготовке — на публичных соревнованиях по борьбе девушки-спартанки выкрикивали слова ободрения или насмешки, чем раззадоривали борцов. При этом отношение к юным спартанкам было почтительным, поступки, порочащие честь и достоинство, запрещались под страхом наказания.

Спартанское воспитание в Древней Греции

Школа длилась до 18 лет, потом два года молодые спартиаты занимались военными упражнениями, находясь в классе миллиренов. В 20 лет происходил прерхрод в разряд иренов, где продолжали обучаться военному ремеслу, но уже в качестве пеших воинов. Отличившихся отбирали в качестве конной свиты, сопровождавшей царя в походах.

Жизненный уклад был общинным, главная общественная единица – отряд соратников. Вне боевых действий воины продолжали обучаться искусству боя, считая, что торговля и несвязанные с войной ремёсла – удел низших слоёв общества.

Обучение было раздельным – девушки занимались отдельно. Молодых спартанок в раннем возрасте учили пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, за исполнение сложных композиций выдавалась награда. В плане укрепления и закаливания тела предпочтение отдавалось бегу, метанию и борьбе. Спартанцы считали, что это повышало шансы рождения крепких детей.

Заключение

В Древней Греции создались две системы спортивного воспитания, каждая предполагала собственные подходы. И хотя спартанская давала лучшие результаты, не такая суровая, но общедоступная, афинская в итоге получила наибольшее распространение, став прообразом для сегодняшних спортивных состязаний.

Оцените статью