Портрет опубликован 22 февраля 2010
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ЛАБЗИН, 1766 – 1825, родился в Москве 28 апреля 1766 г.; учился в Московском университете; в это время он сотрудничал в “Вечерней Заре” Н. И. Новикова, который, равно как профессор – масон Шварц, обратил внимание на даровитого Лабзина.
Принятый в общество мартинистов, Лабзин в 1784 г. поступил переводчиком сперва в Московское Губернское правление, а затем (1787) в Конференцию университета. Тогда же он издал переводы “Фигаровой женитьбы” Бомарше и “Судьи” Мерсье и написал оду на прибытие в Москву Екатерины II. После крушения Новиковской “Типографической Компании” (1789), Лабзин переселился в Петербург и здесь поступил в Секретную экспедицию почтамта; в апреле 1799 г. переведен был в Коллегию Иностранных дел, а в сентябре назначен конференц-секретарем Академии Художеств.
Император Павел поручил Лабзину составить “Историю ордена св. Иоанна Иерусалимского”, которая вышла в 1799 – 1801 г., и Лабзин получил звание “историографа” ордена. В октябре 1804 г., уже в чине действительного статского советника, Лабзин назначен был директором Департамента военных и морских сил, а в 1805 г. определен членом Адмиралтейского Департамента. Оставаясь все это время секретарем Академии, он издал много книг мистического содержания, а в 1800 г. основал ложу “Умирающий Сфинкс”.
Желание бороться с сочинениями “соблазнительными и развратными” побудило Лабзина предпринять издание “Сионского Вестника”. Журнал на сентябрьской книжке был запрещен Императором, по представлению кн. А. И. Голицына; однако, через 10 лет, последний исхлопотал Лабзину орд. Владимира 2-й ст. “за добровольную ревность и неусыпные труды по изданию многих книг, руководствующих к образованию духа и жизни по началам религии, единым твердым и истинным”, и пособие из Кабинета Е. В. на возобновление журнала.
Сам Император Александр был в числе подписчиков, но и на этот раз издание скоро должно было прекратиться (в июле 1818 г.) вследствие усиленных происков и представлений врагов Лабзина (митрополита Филарета, архимандрита Фотия и др.), добившихся подчинения журнала духовной цензуре. Новая неудача была причиной тяжкой болезни Лабзина.
Назначенный (12 января 1818 г.) вице-президентом Академии Художеств, в 1822 г., за насмешливое предложение избрать в почетные любители Академии государева кучера Илью Байкова, вызванное предложением А. Н. Оленина об избрании гр. Кочубея, как лица “близкого к Государю”, Лабзин был выслан из Петербурга в Сенгилей; полгода спустя, ему разрешено было переселиться в Симбирск. Здесь он и скончался 26 января 1825 г.; погребен в Симбирском Покровском монастыре.
Лабзин представляет любопытную и своеобразную фигуру в кругу деятелей Александрова царствования, переменчивые настроения которого ярко и рельефно отразились на его судьбе. Широкое и разностороннее образование, большой ум, недюжинные духовные силы и изумительную энергию Лабзин израсходовал на пропаганду своих мистических воззрений. Искренно преданный идеям христианства, истинно православный, он стремился к отысканию вечных истин и к созданию той мистической “внутренней” церкви, в которой он видел залог людского счастья на земле, прообраз Церкви небесной.
Наделенный от природы всеми качествами, необходимыми для руководительства другими, властолюбивый Лабзин гипнотически действовал на людей, входивших с ним в соприкосновение. С виду гордый, надменный, он был добр и приветлив с людьми бедными и угнетенными, но с теми, кто был выше его, обращался сухо, с преувеличенною суровостью, которой не было в существе его характера; напротив, он любил шутку, был остроумен, и беседа с ним была приятна. Постоянная борьба с такими же, как он сам, фанатиками, но противной ему партии, озлобила его, неприятные стороны его характера резче и чаще выступали наружу и были причиной его крушения.
С 1794 г. Лабзин был женат на вдове Анне Евдокимовне Карамышевой, рожд. Яковлевой (родилась 1758, умерла в 1828; погребена в Москве на Ваганьковском кладбище). Она оставила после себя “Воспоминания” (изд. в 1903 г.). Не имея своих детей, Лабзины воспитывали двух сироты племянницу Е. С. Микулину (за Ю. Н. Бартеневым) и С. А. Мудрову (за Н. П. Лайкевичем), также оставившую “Воспоминания” (изд. 1905 г.), ценные для биографии ее приемных родителей.