Портрет опубликован 28 января 2010
Император АЛЕКСАНДР I, 1777—1825, любимый внук Екатерины II, ученик Лагарпа, вступил на престол Всероссийский 12 Марта 1801 г., в 24 года, при радостных надеждах всего населения после пятилетнего гнета царствования Павла.
Первые четыре года прошли в живой работе переустройства всех высших учреждений, при деятельном участии таких людей, как Кочубей, Строганов, Чарторыжский, Новосильцов, Мордвинов, Сперанский и другие. Казалось, настала новая эра великих реформ и мирного развитая обширного государства. Но надежды эти не вполне оправдались.
Война с Наполеоном поглотила все внимание Александра; борьба с ним и дела внешней политики стали на первую очередь. Так прошло время с 1805 по 1815 г. Наконец, третий период или последнее десятилетие было полно колебаний, разочарований и стремлений вернуться к реакции под влиянием Аракчеева на почве неопределенного мистицизма. Неожиданная смерть в Таганроге, 19 Ноября 1825 г., закончила четверть-вековое царствование, столь обильное событиями, результаты которых стали ощущаться только впоследствии.
Личность Александра I еще далеко не уяснена, и черты его сложного характера составляют задачу изучения историков. Имея все качества, чтобы привлечь людей и массы, Александр I обворожал быстро, но и разочарования следовали столь же скоро; какое-то недоверие ко всем проявлялось на каждом шагу; дружбой с одним лицом он пользовался для поверки других, казалось, столь же к нему приближенных. Стоит только, сопоставить таких личностей, как Аракчеев и Сперанский, Чарторыжский и П. П. Долгорукий, князь А. Н. Голицын и Армфельдт, князь П. М. Волконский и Паулуччи, чтобы удивляться, как могли такие противоположные элементы работать на общую пользу.
Словом, при лучших стремлениях своего сердца Александр всю жизнь был в открытой борьбе со своим умом, проявляя, при большом самолюбии, полнейшее недоверие к самому же себе. Его натура, богато одаренная, не могла, однако, примирить таких разнородных до противоположности явлений, как, с одной стороны, традиции века Екатерины II на Руси и, с другой – идеи, порожденные великой революцией и засевшей ему в голову, благодаря урокам Лагарпа. В результате явился тот характер, который, хотя и ярко блестел, но под завесой какой-то непроницаемой мглы.