Портрет опубликован 29 января 2010
Граф НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ РУМЯНЦЕВ, 1754 – 1826, второй сын графа П. А. Румянцева-Задунайского от брака его с княжной Екатериной Михайловной Голицыной, 8-и лет записан в службу сержантом артиллерии, в 1770 г. был прапорщиком, 1772 и 1773 гг. провел при дворе.
Он получил дома скудное образование, не соответствовавшее ни его способностям ни его широкой любознательности. Екатерина II отправила Румянцева за границу; в Лейдене он слушал лекции, а затем путешествовал по Италии. Страстная любовь к науке и неутолимая жажда знаний, не покидавшая Румянцева до конца дней, были результатом широкого образования, полученного им в Германии.
Пожалованный в 1779 г. в действ. камергеры, он сделан был полномочным министром при Германском сейме во Франкфурте, затем сопровождал в Кобленце изгнанных Бурбонов и был в Митаве при Людовике XVIII. Павлом I Румянцев был призван ко двору и пожалован в гофмейстеры, в 1797 г. сделан сенатором и директором Заемного банка, а в 1798 г. получил орд. св. Андрея. С воцарением Александра назначен главным директором водяных коммуникаций и дорог, в 1802 г. министром коммерции, в 1807 г. министром иностранных дел; через 2 года пожалован в канцлеры и 1 января 1810 г. назначен председателем Государственного Совета; 14 августа 1814 г. он совсем оставил службу.
Не отличаясь выдающимися способностями дипломата, гр. Румянцев держался в политике вполне определенной программы. Он старался казаться, и его считали, сторонником союза с Францией, с целью возможно выгодного для России решения восточного и польского вопросов. Меттерних и Англия считали его своим врагом и клевретом Наполеона. Рассыпая самые заманчивые обещания и проявляя пред Коленкуром свои “Франко-русския симпатии”, Румянцев ловко пользовался теми ожесточенными нападками, которыми награждало его русское общество за сближение с Наполеоном, и выставлял на вид, что он чистосердечно расположен к Франции.
Но если в политике гр. Румянцев был только точным исполнителем воли Государя, виртуозной рукою намечавшего все детали, то в своих проявленьях любви к науке и просвещению он был вполне самостоятелен. Круг его интересов был очень широк, и имя “Мецената” русской науки сохранится за ним навсегда. Как министр коммерции и как частный человек, Румянцев поощрял географические и этнографические исследования Сибири и русской Америки, снаряжал экспедиции.
Целью своей жизни он ставил “приготовить для будущего точного сочинения российской истории все нужные элементы”. Он не щадил средств на создание “национальных” библиотеки и музея памятников русской истории, языка, словесности и быта. За границей имел корреспондентов и посылал туда русских ученых для изучения материалов, относящихся к русской истории, так как его “к древностям отечественным алчность” не знала пределов. Гр. Румянцев завещал 66 т. руб. на издание громадного “Собрания Государственных грамот и договоров”, задумывал издания русских летописей, византийских и восточных историков, Славянского словаря, описание древних путешествий по России, и издал на свои средства более 20 чужих сочинений. Он объединял вокруг себя ученых и писателей своего времени, и митрополит Евгений, Строев, Калайдович, Востоков, Френ, Карамзин, А. И. Тургенев и др. были его сотрудниками и близкими людьми.
Гр. Н. П. Румянцев скончался в C.-Петербурге 5 января 1826 г. и похоронен в своем имении Гомеле, Могилевской губернии. Он женат не был и, со смертью младшего его брата Сергея (умер в 1858 г.), род графов Румянцевых прекратился. Все что было собрано гр. Румянцевым, после его смерти, пожертвовано его братом “на благое просвещение” и легло в основу Московских Румянцевского о Публичного музеев.